О Нас

ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА В УСЛОВИЯХ ЭТНОТОЛЕРАНТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ

 

1.Вводная часть

Процессы межкультурного взаимодействия и взаимопонимания народов приобретают в настоящее время геополитический характер. Это связано с проблемами  миграционных процессов, а также вопросами  межкультурного взаимодействия и взаимопонимания народов Азии, Европы, Америки.

По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, более 70% всех военных конфликтов в конце XX века были межэтническими. Одним из наиболее значительных сущностных понятий, отвечающих сложным процессам развития мировой цивилизации в настоящее время, является понятие «толерантность».

Укрепление межнационального согласия названо одной из главных задач в Послании Президента страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана», в республике принята Доктрина национального единства и другие основополагающие документы.

 

Актуальность исследования.

Несмотря на отсутствие межнациональных распрей и конфликтов внимание к гармонизации этнических взаимоотношений представляет для современного Казахстана, где проживает свыше 140 этносов и 40 конфессий, особую актуальность. Это связано с тем, что в сложных условиях социально-культурной дезинтеграции сохранение национально-культурного своеобразия различных наций и этносов не противоречит идее создания целостного этнотолерантного культурного пространства Казахстана и является частью национальной политики республики.

Исходя из этого, одной из важных составляющих учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе является задача формирования этнотолерантности как основы гражданского согласия в демократическом государстве, которая содействует единению этносов, помогает избежать общие для человечества опасности.

2.Цель проекта

Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования этнотолерантной компетентности школьников основной ступени (на базе школы-лицея № 1 города Костаная)

 

3.Задачи проекта

1. Изучить и проанализировать состояние исследуемой проблемы в педагогической науке.

2. Раскрыть сущность этнотолерантной компетентности  школьников и основные условия ее формироания.

3. Разработать и апробировать экспериментальную программу воспитательной работы по  формированию этнотолерантной компетентности учащихся 6-8 классов.

4. Обеспечить через реализацию проекта сформированность проектно-исследовательской компетенции  студентов- будущих педагогов

 

4.Научная новизна и значимость проекта

–  в разработке и научном обосновании программы воспитательной работы по формированию этнотолерантной компетентности учащихся основной школы, особенностью которой является целостность, взаимосвязь и взаимодействие следующих компонентов:

целевого, направленного на приобщение школьников к признанию и уважению культур народов, совместно проживающих в многонациональном государстве;

содержательного, отражающего деятельность педагогов школы на создание этнотолерантной среды, вызывающей положительную мотивацию школьников к овладению этнокультурными ценностями;

деятельностного, основанного на идеях и убеждениях казахстанского общества, использование которых обеспечивает обогащение положительного опыта толерантного поведения школьников;

результативного, отражающего оценку сформированности этнотолерантной компетентности школьников в педагогическом процессе школы;

– в выявлении путей и способов формирования этнотолерантной компетентности школьников, сущностью которых является создание этнотолерантной среды, а основу – составляют образовательные ситуации, требующие этнотолерантного поведения и проявления толерантной позиции.

– в апробации программы воспитательной работы по формированию этнотолерантной компетентности учащихся основной школы.

 

5.Методы исследования:

–       теоретические – анализ социологической, психологической, педагогической и научно-методической литературы, изучение нормативно-правовых документов МОН РК, конструирование, анализ, обобщение;

–       эмпирические – изучение и обобщение опыта работы педагогов,  педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, беседы, тестирование, экспериментальная проверка результативности программы воспитательной работы по формированию этнотолерантной компетентности учащихся основной школы.

 

6.Описание проекта

Толерантность принята на международном уровне как норма межэтнических и межконфессиональных отношений, что отражено в «Декларации принципов толерантности», подписанной в ноябре 1995 года 185 государствами – членами ЮНЕСКО, а также в «Декларации тысячелетия», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 2000 года, в которой в качестве фундаментальных ценностей человечества определены свобода личности, равенство, терпимость, а первое десятилетие XXI века было провозглашено «Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты».

Этнотолерантная проблематика сложная и многосоставная, многие ее понятия недостаточно разработаны, несмотря на то, что в начале XXI века науки, изучающие этнические проблемы, активно развиваются. Метапонятие «этнотолерантность» продуцирует метанаучный и системный подходы в ее изучении. Сложность ее структуры и внутренних связей обуславливает появление поля междисциплинарных исследований и дискуссий в современном постижении этнотолерантности. Ключевая проблема этнотолерантного  образования — формирование этнотолерантной компетентности школьников.

В настоящее время школа осталась главным и самым массовым институтом общества, который способен осуществлять систематическое обучение и воспитание подрастающего поколения. На наш взгляд, особое внимание формированию этнотолерантной компетентности необходимо уделять в школе, поскольку возраст учащихся является важнейшим периодом в социальном развитии человека, формируется личностная идентичность учащихся, осваиваются различные социальные роли, повышается интерес к вопросам этнической принадлежности, закладываются основы дальнейшего социального поведения личности.

Социальное поведение учащихся школы проявляется в:

–       готовности к взаимодействию и сотрудничеству или конфликтность,

–       терпимости к инакомыслию или социальная изолированность,

–     позитивном или заведомо негативном отношении к иному мнению.

Целесообразно в общеобразовательных школах специально организовывать, планировать, проводить систематически, целенаправленно воспитательную  работу по формированию толерантного поведения учащихся.

Этнотолерантная компетентность ученика является одной из важнейших, поскольку становится залогом успешной социализации и формированию готовности личности к межкультурному, межэтническому взаимодействию, к терпимости инакомыслия, к иному облику, языку, к осознанию норм и ценностей полиэтнического общества.

Теоретическую основу исследованиясоставили идеи гуманистической, личностно-ориентированной педагогики (Ы. Алтынсарин, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, М. Жумабаев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); концепции образования в духе культуры мира, демократии, прав человека (Ж.М. Абдильдин, М.А. Абсатова, А.С. Байбосынова, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.А. Бейсенова, Д. Дьюи, П.И. Мамедов, А.А. Мейер и др.);  этнопедагогические теории обучения и воспитания (М.Х. Балтабаев, Г.Н. Волков, К.Б. Жарикбаев, К.Ж. Кожахметова, В.С. Кукушин, С.А. Узакбаева и др.); педагогической системы воспитания этнотолерантной компетентности (Б.Б.Даумова).

Этапы исследования:

Первый этап (2014-2015 уч.г.) – (теоретический) – включал теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме формирования этнокультурных качеств личности школьников.

На этом этапе:

–       выявлены и осмыслены актуальность темы исследования, сформулированы цели, задачи, этапы проектного исследования;

–       осуществлен отбор, подготовка и проведены диагностики состояния патриотического воспитания учащихся среднего звена в общеобразовательной школе – лицей № 1 г. Костаная;

–       по завершении анализа полученных результатов диагностик планируется разработать экспериментальную программу воспитательной работы по формированию этнотолерантной компетентности учащихся 6-8 классов.

Второй этап (2015-2016 уч.г.) – (опытно-экспериментальный) – запланировано проведение опытно-экспериментальной работы по апробации разработанной экспериментальной программы воспитательной работы по формированию этнотолерантной компетентности школьников среди учащихся 6-8 классов.

Третий этап (2016-2017 уч.г.) – (аналитико-обобщающий) – анализ эффективности и результативности разработанной экспериментальной программы воспитательной работы по формированию этнотолерантной компетентности учащихся основной школы, корректировка и уточнение теоретические положения, оформление проектного исследования.

Овладение этнотолерантной компетентностью современного ученика характеризуется: наличием подлинного интереса к национально своеобразной культуре, условиям жизни, взаимоотношений представителей различных этнических общностей;  знанием норм и правил, которые регулируют взаимоотношения представителей разных этнических общностей, способностью выработать их применительно к конкретным обстоятельствам ситуации межэтнической коммуникации с учетом взаимных интересов сторон; соблюдением сложившихся положительных форм межнационального общения; готовностью спокойно и разумно воспринимать настороженное и даже негативное отношение со стороны людей других национальностей, а также искать (и находить) возможности для достижения взаимопонимания с ними;  уверенностью в том, что правильное понимание этнопсихологических особенностей субъектов межнационального общения всегда оставляет возможность для ориентации в трудных (конфликтных) ситуациях, хотя бы за счет продуктивных контактов с теми представителями народности, кто более всего предрасположены к взаимодействию; правильными социально ориентированными реакциями на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей;  способностью противостоять антиподам культуры межнационального общения — национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и неприязни, национальному эгоизму и этноцентризму;  наличием этнопсихологической гибкости, предполагающей, с одной стороны, способность эффективно адаптироваться к традициям, привычкам, образу мышления, стилю поведения представителей иных этнических общностей и сохранение уважения к ценностям собственного народа — с другой; потребностью и умением утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия.